Прекрасные описания характера зенненхунда и, в частности, дюрбехлера мы находим в работе Хайма 1914 года "Швейцарские зенненхунды". Сначала он описывает свойства, присущие всем породам зенненхундов. "Несколько слов об особенностях характера швейцарского зенненхунда вообще. Об их давнем одомашнивании можно догадаться по тому, что их гораздо легче воспитать для работы со стадом, чем другие породы. Чтобы стать чем-то дельным, они не нуждаются в какой-то особенной дрессировке. Они слывут неподкупно верными, чуткими и внимательными. Многие проявляют особые способности к охране и защите, например, стерегут лошадей, охраняют повозку, точно знают границы участка, защищают детей. Врожденным для них является умение искать и загонять пропавший скот. Для проявления этих способностей не нужна особая дрессировка, достаточно, чтобы был удобный случай и пример. Из поколения в поколение эти собаки жили у мясников и пастухов, торговцев скотом и крестьян и разучивали все это до тех пор, пока это умение не закрепилось. Все Бернские зенненхунды очень темпераментные, неутомимые и выносливые в работе. Они хорошо ходят рядом или бегут за повозкой и, если не испорчены в молодости, не гоняются за курами и кошками, бесстрашны, но не лезут первыми в драку. Но, прежде всего, это верные, красивые, дружелюбные, понятливые домашние собаки с всесторонней приспособляемостью".

Для того чтобы точно описать Бернского зенненхунда, Хайм обратился к ветеринару, доктору Шайдегеру в Лангентале, который знал характер и поведение этих собак в повседневных условиях и как специалист мог оценить их в сравнении. На запрос профессора Хайма доктор Шайдегер ответил длинным письмом: "Настоящий дюрбехлер по своим особенностям и складу характера как никакая другая порода приспособлен к швейцарскому сельскому хозяйству. По понятию крестьянина собака хороша, если она обладает чуткостью и злобностью, однако не кусает при выходах с хозяином за пределы усадьбы, следует рядом или бежит между задними колесами телеги, не бегает по всходам и посевам культур, защищает хозяина в случае необходимости, охраняет оставленные на поле вещи. В высокогорных местностях ценятся также способность стеречь и загонять скот, в то время как в низинах больше ценится способность ходить в упряжке. Примечательно, что многие зенненхунды часто удовлетворяют этим требованиям, не нуждаясь в особом обучении. Чуткость, в частности, их характерная черта, так же как и умение идти рядом, что многие собаки вменяют себе в обязанность по собственному почину. Там, где Бернские зенненхунды не выполняют тот или иной пункт программы "само собой", их обычно очень легко этому научить. Происхождение и среда легко распознаются в их поведении: оно простое, "деревенское", а сами по себе они обладают хорошими манерами. Зенненхунд часто отчаянный сорвиголова, даже свои добродетели он проявляет с известным неистовством. К счастью, эти собаки с возрастом становятся спокойнее и как раз такими, какими их любят.

Бернский зенненхунд легко поддается воспитанию. Профессор Хайм даже утверждал, что он рождается уже дрессированным и не нуждается, собственно, ни в каком воспитании. К сожалению, дело обстоит не совсем так. Как и у других собак, развитию хороших задатков у зенненхунда нужно содействовать. Зенненхунды действительно наследуют всевозможные качества характера, и порой создается ложное впечатление, что щенки уже воспитанными появляются на свет. Это мнение может привести к тому, что щенок останется без необходимого обучения. А при соответствующем воспитании зенненхунд - это букет талантов, которые могут быть применены в самых различных областях: от помощи при катастрофах до роли защитника и поводыря. Собака представляет собой то, что сделал из нее человек, и в ее недостатках в большей мере узнаются недостатки учителя, чем врожденные пороки питомца. Бернский зенненхунд, с которым много занимаются, выучивается многим вещам, не стоявшим в его старой программе крестьянской собаки. Сообразительный и дружелюбный, он часто становится товарищем по играм школьников и выучивается апортировке, поноске и другим вещам, не заложенным в его наследственную программу. Он на все обращает внимание, оживлен и подвижен, привязчив и ласков, является примером высочайшей сообразительности и преданности, лишен всякого коварства. Он смел и бесстрашен, но не забияка. Все это коренные, древние, приобретенные в ходе разведения и унаследованные свойства породы. Ему также присущи способность к ориентировке и тонкое чутье. Бернский зенненхунд находит потерянный скот, гонит его по улице, сгоняет к месту доения, загоняет в стойло. При этом он толкает корову или быка мордой, не хватая зубами. В случае непослушания скотины он хватает ее за ногу очень низко, таким образом, чтобы удар ноги быка или коровы приходился в воздух выше собаки.

Совершенно особо отличает зенненхунда то, что его очень легко прокормить. Он довольствуется всем и съедает все быстро в свойственной ему манере. Собака необычайно "погодоустойчива" и вынослива. Благодаря всему этому, а также малой потребности в движении, известной способности к самодрессировке и превосходным качествам домашней собаки, наконец, своей красоте, он призван все более становиться собакой-компаньоном.